ВЫСШЕЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЦЕННОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ, ИНДИКАЦИЯ КАЧЕСТВА.

 

Проводимые социологические обследования показывают, что с точки зрения населения, высшее профессиональное образование становится инструментальной ценностью и необходимый условием успешной жизнедеятельности. Широкомасштабный опрос семей, осуществленный Фондом "Общественное мнение", продемонстрировал, что 88% российских граждан признают важность наличия высшего образования в современных условиях. Среди столичных жителей такого взгляда придерживаются 92% респондентов. При этом две трети российских семей рассматривают высшее профессиональное образование как абсолютную ценность. Как вы считаете, в наше время важно или неважно иметь ВО?: 67% - безусловно, важно, 21% - скорее важно, 6% - скорее неважно, 3% -безусловно, неважно, 3% - затрудняюсь ответить.

Ярко выраженная установка на получение высшего образования характерна не только для родителей, но и для самих детей. Часто даже включенные в систему профессионального образования юноши и девушки считают, что учебное заведение, в котором они учатся, не является последним этапом их образования. Только 31% учащихся профессионально-технических училищ полагают, что знаний, получены в системе НПО, достаточно для успешной жизнедеятельности. 54% считают предпочтительным более высокий уровень образования.

Важно, что в последнее время получила распространение ориентация на два высших образования. Даже 13% учащихся в ПТУ указывают на необходимость обучения в двух вузах. Среди студентов высших учебных заведений такой точки зрения придерживается 44% из числа опрошенных. При этом только 14% студентов считают важным дальнейшее обучение в аспирантуре. Такое распределение образовательных стратегий демонстрирует снижение социального статуса научных работников в настоящее время и повышение роли высшего образования при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу.

Рост интереса населения к получению второго высшего образования свидетельствует не только о значимости дополнительного образовательного ресурса в современных условиях, но и о недостаточном качестве профессиональной подготовки во многих российских вузах. Последнее обязательство приводит к необходимости дополнительного обучения в других образовательных учреждениях, обеспечивающих более высокий уровень профессиональных знаний и навыков. Из числа людей имеющих высшее образование, 33% выполняют работу, не соответствующую профилю их образования. Следовательно, бюджетные средства, затраченные на их профессиональную подготовку, обернулись, по крайней мере, частично, финансовыми потерями для государства.

Какими мотивами руководствуются юноши и девушки, выбирая в качестве образовательной стратегии образование в вузе? Основной целью получения высшего образования является желание больше зарабатывать в дальнейшей жизни. Такой ответ выбрали 47% опрошенных. 36% респондентов рассматривают обучение в вузе как "социальный лифт", который позволит им занять более высокое положение в обществе. Только 39% поступают в вуз ради получения специальных знаний, то есть ради получения конкретной профессии, которой они собираются себя посвятить, 23% респондентов идут в вуз не за специальными знаниями, а для приобретения общего развития культуры, 5% открыто заявили, что для них целью поступления в вуз является возможность избежать службы в армии. Еще 3% опрошенных желают провести "молодые годы в свое удовольствие" и собираются это сделать в вузе. Таким образом, расходы государства на профессиональную подготовку значительного числа студентов оборачиваются потерями бюджетных средств.

Установка родителей на получение их детьми высокого уровня образования почти не зависит от способностей ребенка к обучению и его школьных оценок. Для семей с детьми, обучающимися в 10-11 классах средней школы: 89% троечников и 99% отличников ориентированы на продолжение учебы, чем на работу. Это свидетельствует о высокой степени доступности ВПО в РФ, что имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Расширение возможностей получения ВО для юношей и девушек со слабо выраженными способностями к обучению приведет к девальвации вузовского диплома и служит сигналом о качестве рабочей силы на рынке труда. Для многих молодых людей обучение в техникуме или колледже является промежуточной ступенью между школой вузом, что характеризует еще одну зону неэффективности современной системы профессионального образования.

Уровень материального благосостояния семьи также оказывает незначительное влияние на ее притязания относительно получения детьми ВО. Согласно опросу, 45% респондентов не сомневаются в необходимости значительных денежных затрат на поступление, 23% склоняются к признанию этого, 12% - без денежных затрат. Не готовы - 11%. Таким образом, около 66% не только хотят дать ВПО, но и готовы пойти на значительные денежные затраты.

Потенциальная готовность родителей к инвестициям в образование ребенка в значительной степени соответствует их реальным финансовым возможностям. 16% - могут потратить более 3 6000 рублей в год; 48% - от 12000 до 36000; 29% - меньше 12000; 6,4% - не в состоянии материально поддерживать. В то же время, обучение среднестатистического студентка вуза на коммерческой основе обходится его родителям в 24688 рублей в год.

В настоящее время доступ к ВПО полностью закрыт для 6,4% российских семей, 29% могут обеспечить материальную поддержку своему ребенку только в случае его обучения на бюджетной основе. Оплатить обучение своих детей в престижных столичных вузах, где цена образовательных программ значительно превышает средний уровень, в состоянии лишь 16%. Таким образом, приобретенные высококачественного образования на платной основе оказывается недоступным для подавляющего большинства граждан.

Многие родители, имеющие средний уровень дохода и не способные оплачивать дорогостоящую программу в течение 5-6 лет. предпочитают вкладывать значительные денежные средства на стадии поступления в ВУЗ. Самой крупной статьей расходов среднестатистической семьи на стадии перехода "школа-вуз" становятся взятки за более "мягкое" отношение на вступительных экзаменах и непосредственно за зачисление в вуз. Таким образом, параллельно с официальной стоимостью образовательных программ существуют "теневые" цены, по которым продаются и покупаются бюджетные места в государственных учебных заведениях.

В центре наиболее актуальных проблем развития различных форм и типов современного образования значительное место занимают проблемы анализа его качества, без решения которых вряд ли можно говорить о приоритетах одних форм и технологий перед другими, об управлении качеством, использовании применительно к образованию современных технологий управления качеством.

За последние 10 лет в РФ резко увеличилось число высших учебных заведений.

Ускоренными темпами в последние 10 лет шло образование негосударственных вузов. Начиная с 1993 года, их количество увеличилось в 5 раз против 13% увеличения числа государственных вузов (по сравнению с 1990 г. число государственных вузов выросло на 21 %).

О качестве подготовки выпускников вузов может говорить численность профессорско-преподавательского состава. Так, в 2001 году на один государственный вуз приходилось в среднем 48 докторов наук и 207 кандидатов наук. В. негосударственных высших учебных заведениях -16 докторов наук и 54 кандидата, что в 3-4 раза меньше, чем в государственных вузах.

Проблемы качества вряд ли можно решить без развернутой статистической характеристики всей совокупности показателей и индикаторов качества образования, сведенных в единую систему и подвергнутых детальному анализу с точки зрения доступности, объективности, достоверности, однозначной экономической и статистической интерпретации.

Качество образования, как объект статистического исследования, можно определить как совокупность качественных и количественных параметров, характеризующих ресурсы, условия и результаты образовательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику подготовки специалистов различного уровня с точки зрения получения общественно признанных результатов обучения, привития обучаемым необходимых знаний и навыков, соответствующих требованиям науки, экономики и рынка. Качество образования - емкое комплексное понятие, определяемое множеством факторов, относящихся как к внутренней, так и к внешней среде образовательного учреждения (ОУ).

Компонентами внутренней среды выступают элементы материально-технического, финансового, профессионального и интеллектуального потенциала, характеристики управления деятельностью ОУ (менеджмент), организации и проведения процессов обучения, контрольных (промежуточных) и итоговых аттестационных испытаний (учебный процесс).

Внешняя среда (с позицией оценки качества образования) включает в себя характеристики широко трактуемой рыночной ситуации (рынок), на фоне которой реализуется вся совокупность образовательных услуг, исходного образовательного (культурно-образовательного) уровня обучаемых (абитуриентов)- вход в систему внутренней среды (абитуриент), трудоустройства выпускников, их производственной, социальной адаптации и карьерного роста - выход или конечный результат (выпускник).

Потенциал. В это понятие вкладывается уровень и качество материально-технического, финансового, профессионального и интеллектуального потенциала ОУ.

Менеджмент. Косвенными оценками качества менеджмента выступают качество, структура, уровень профессиональной подготовки и стажа управленцев, отнесение их численности с численностью ППС и студентов, использование современных методов и технологий управления.

Учебный npoiiecc. Показатели качества организации и осуществления учебного процесса занимают центральное место в описываемой системе показателей, так как в той или иной мере корреляционно или даже функционально "завязаны" на многие показатели временных подсистем.

Рынок. Статистические характеристики рынка образовательных услуг весьма многочисленны и разнообразны. Их можно подразделить на показатели рынка ОУ и рынка потребителей.

Рынок ОУ может оцениваться показателями сети государственных и негосударственных, отечественных и зарубежных ОУ, их мощностью и долей рынка, обобщенными характеристиками и потенциала, длительностью существования на рынке образовательных услуг, имеджевыми характеристиками.

Абитуриент. Исходный образовательный (культурно-образователь­ный) уровень обучаемых является как бы логическим продолжением показателей и индикаторов предшествующего блока, характеристикой образовательного, социально-профессионального и социально-культурного уровня потенциальных обучающихся. Он может оцениваться с помощью специальных методов тестирования (10), а также с использованием вычисления средних оценок (по документу об образовании) и оценок на вступительных испытаниях при поступлении в ОУ

Выпускник. Трудоустройство выпускников можно оценивать с помощью расчета удельного веса выпускников, трудоустроенных в течение определенного периода времени (например, года) после окончания ОУ и более информативного частного показателя трудоустройства -трудоустройства в полном соответствии с полученной профессией и квалификацией. Благоприятная динамика этих показателей служит наиболее рельефной характеристикой качества образования и хорошим козырем для имиджа ОУ. Индикаторы производственной и социальной адаптации в коллективе, а также их дальнейшего карьерного роста получают на основе оценок, взятых из опросов, а также на основе сведения (если существует система их сбора) выпустившего их ОУ.

© ГришакинаН. И., 2005

 

Hosted by uCoz