"Главбух", 2005, N 5

 

АНАЛИЗИРУЕМ СХЕМЫ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

 

Сложившаяся в последнее время практика взаимоотношений государства и бизнеса показывает, что применять схемы по оптимизации налогообложения пока еще можно, но очень осторожно. Тем не менее есть и совершенно законные способы минимизировать налоги. В данном материале мы проанализировали три схемы, которые на законных основаниях позволяют экономить на налоге на имущество.

 

Экономия при помощи предпринимателя

 

Суть схемы. Фирма продает предпринимателю (например, учредителю) свои основные средства по остаточной стоимости и сразу же берет их у предпринимателя в аренду. А с арендованных основных средств налог на имущество платить уже не надо. Это следует из п.1 ст.374 Налогового кодекса РФ. В итоге компания по-прежнему пользуется своим имуществом, а налог по нему уже не платит. Сам же предприниматель к налогу на имущество организаций, естественно, никакого отношения не имеет. Важно отметить, что эта схема абсолютно законна. К ней нет претензий даже у чиновников.

 

Инструкция по применению. Прежде всего нужно зарегистрировать предпринимателя. Вот только переводить его на "упрощенку" и получать освобождение от НДС ни в коем случае не надо. Почему - поясним ниже.

Дальше фирма продает имущество предпринимателю. При этом в договоре предусматривается рассрочка платежа с таким расчетом, чтобы ежемесячно фирма должна была предпринимателю сумму, равную арендной плате.

Обратите внимание: для реализации этой схемы фирма должна определять налоговую базу по НДС "по оплате". Дело в том, что если фирма платит НДС по мере отгрузки, то заплатить налог придется в полном объеме сразу после заключения договора купли-продажи.

А это, естественно, уже не так выгодно.

Следующий этап - это заключение договора аренды. Тут нужно учесть такой нюанс. Если фирма переводит на предпринимателя недвижимость, то, чтобы не пришлось регистрировать договор аренды, его надо разбить на несколько краткосрочных договоров. Срок действия каждого из них при этом обязательно должен быть меньше года.

В итоге получается следующее. Поскольку организация и ПБОЮЛ оказываются должны друг другу ежемесячно равные суммы, то они просто проводят взаимозачет.

Что касается НДС, то фирма каждый месяц начисляет этот налог на часть стоимости проданного имущества, но одновременно ту же сумму НДС принимает к вычету - по арендной плате. Именно поэтому предприниматель должен платить налоги по общему режиму налогообложения - чтобы иметь право начислять НДС и выставлять счета-фактуры.

 

Недостатки схемы. Начнем с того, что предприниматель должен перечислять по 150 руб. в месяц в Пенсионный фонд РФ в качестве фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование.

Конечно, сумма отчислений в Пенсионный фонд незначительна. Однако это еще не все возможные траты. Дополнительные расходы появятся, если перевести на предпринимателя здание или другое недвижимое имущество. Ведь в этом случае придется зарегистрировать на него право собственности на это имущество.

А для этого придется заплатить госпошлину. Отметим, что кроме денег процедура госрегистрации потребует и немало времени.

Помимо этого предпринимателю, который является собственником здания или сооружения, по итогам каждого года придется заплатить налог на имущество физлиц в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Ставки этого налога определяют региональные власти. При этом сумму налога рассчитывают налоговики. Для этого они используют стоимость зданий по данным БТИ. А она на порядок ниже рыночной. Поэтому сумма налога на имущество физлиц оказывается значительно ниже налога на имущество организаций.

Таким образом, прежде чем переводить основные средства на предпринимателя, имеет смысл просчитать сумму дополнительных затрат. Ведь эта схема выгодна только в том случае, если экономия на налоге на имущество покрывает дополнительные расходы.

 

Примечание. Комментирует Романченко Людмила Ивановна, адвокат Коллегии адвокатов "На Малой Дмитровке":

 

- С точки зрения налогового законодательства схема с использованием предпринимателя ничем фирме не грозит. Правда, у налоговиков могут возникнуть сомнения в действительности сделки с продажей имущества предпринимателю с последующей его арендой. Поэтому оформить договор купли-продажи и договор аренды, а также документы о передаче имущества лучше разными числами. Также можно передавать имущество не сразу, а по частям. Тогда у налоговиков будет еще меньше шансов доказать, что сделка носила фиктивный характер. Есть и еще один момент, на который стоит обратить особое внимание, - это выбор предпринимателя. Чтобы у фирмы впоследствии не возникло проблем, это должен быть абсолютно надежный человек.

 

Разделить основное средство на несколько объектов

 

Суть схемы. Разные части основного средства можно учесть как отдельные объекты и быстрее списать на затраты. Как следствие, фирма экономит не только на налоге на имущество, но и на налоге на прибыль. Однако применить этот способ можно только в том случае, если фирма покупает несколько основных средств, представляющих собой единый комплекс. Отметим, что правомерность этой схемы не вызывает подозрений ни у бухгалтеров, ни у чиновников.

 

Примечание. Комментирует Приображенская Виктория Витальевна, ведущий специалист отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России:

 

- При приобретении объектов основных средств, представляющих собой комплекс конструктивно-сочлененных предметов (например, системный блок и монитор), организация вправе установить для каждого объекта комплекса конкретный срок полезного использования. В соответствии с п.20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" он определяется исходя из ожидаемой производительности или мощности, физического износа и других ограничений использования объекта. Если в результате несколько частей единого комплекса будут иметь разный срок полезного использования, то каждую такую часть следует учитывать в качестве самостоятельного инвентарного объекта (п.6 ПБУ 6/01).

 

Инструкция по применению. Для того чтобы воспользоваться этой схемой, предприятие должно установить различные сроки полезного использования составных частей имущества. Сделать это позволяет п.6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В нем есть такая оговорка: "...в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект". Отметим, что аналогично можно поступить и в налоговом учете.

Использовать эту лазейку в законодательстве можно двумя способами.

Первый - если одна (или несколько) из составных частей объекта стоит менее 10 000 руб., а в целом стоимость комплекса превышает 10 000 руб. Установив для каждой такой части разные сроки полезного использования, бухгалтер будет учитывать их как отдельные основные средства. А потому те из них, которые стоят не более 10 000 руб., можно не амортизировать, а единовременно включить в затраты.

 

Пример 1. В феврале 2005 г. ООО "Вектор" приобрело одновременно системный блок, монитор и принтер. Стоимость покупки без учета НДС составила 25 500 руб., в том числе:

- системный блок - 9000 руб.;

- монитор - 8500 руб.;

- принтер - 8000 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств срок полезного использования электронно-вычислительной техники - свыше трех лет и до пяти лет включительно. Руководитель фирмы своим приказом установил для купленного имущества такие сроки полезного использования:

- системный блок - 37 месяцев;

- монитор - 39 месяцев;

- принтер - 38 месяцев.

Так как все устройства имеют разные сроки полезного использования, учесть их как единый инвентарный объект нельзя. Следовательно, и монитор, и системный блок, и принтер будут поставлены на учет как самостоятельные объекты основных средств. И поскольку стоимость каждого из них меньше 10 000 руб., затраты на их покупку можно включить в затраты сразу после ввода в эксплуатацию. Причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

 

Второй способ применяется в случаях, когда отдельные элементы дорогостоящего основного средства по Классификации имеют различные сроки службы. В этой ситуации их также выгоднее учитывать как отдельные объекты основных средств, даже если их стоимость превышает 10 000 руб. Ведь чем меньше срок полезного использования, тем быстрее будет списана стоимость основного средства.

 

Пример 2. ЗАО "Мир" приобрело офисное здание. Конструкцией здания предусмотрено два лифта, цена которых вошла в общую стоимость по договору. По Классификации основных средств здание входит в десятую группу со сроком службы свыше 30 лет.

Лифт относится к третьей группе основных средств со сроком службы от трех лет и одного месяца до пяти лет включительно. Таким образом, фирме выгоднее отразить здание и оба лифта как различные инвентарные объекты с разным сроком амортизации. Это позволит списать стоимость лифтов гораздо быстрее, чем если бы они были учтены в общей стоимости здания. Как следствие, фирма уменьшит платежи как по налогу на имущество, так и по налогу на прибыль.

 

Недостатки схемы. Основной изъян этого способа - ограниченность применения. Ведь использовать его можно только при покупке сложных многосоставных основных средств. Других очевидных недостатков у такой схемы нет.

 

Снижение стоимости основных средств с помощью переоценки

 

Суть схемы. Согласно правилам бухгалтерского учета на конец года любая фирма может в добровольном порядке провести переоценку своих основных средств (п.15 ПБУ 6/01). Воспользоваться такой возможностью выгодно в том случае, если рыночная стоимость имущества фирмы уменьшилась. Дело в том, что результаты переоценки учитываются при расчете налога на имущество. Ведь платить этот налог нужно с остаточной стоимости основных средств по данным именно бухгалтерского учета (п.1 ст.374 Налогового кодекса РФ).

Дополнительный плюс этой схемы заключается в том, что сумма уценки основных средств не увеличивает налог на прибыль фирмы. Дело в том, что переоценка, произведенная после 1 января 2002 г., не изменяет восстановительную стоимость имущества в налоговом учете. То есть уценка не уменьшит сумму амортизационных отчислений, учитываемых при расчете налога на прибыль.

 

Инструкция по применению. Проводить переоценку фирма может не чаще одного раза в год. При этом делают пересчет первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и суммы амортизации, начисленной за время их использования. После проведения переоценки амортизацию надо начислять уже от новой стоимости имущества.

Для проведения переоценки может использоваться два способа:

- индексации;

- прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Однако на практике применять первый метод в настоящее время невозможно (п.6 Письма Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. N МС-1-23/1480). Это связано с тем, что при индексном методе используются специальные индексы, разрабатываемые Госкомстатом России. А таких данных сейчас нет.

Поэтому фирмы могут применять только второй метод - прямого пересчета. В этом случае определяется рыночная стоимость имущества. Для этого могут быть использованы:

- данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от ее изготовителей;

- сведения об уровне цен, полученные из открытых источников, например из газет;

- экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств и т.д.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года. Они учитываются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года и отражаются в бухгалтерском учете в январе.

 

Пример 3. На конец 2004 г. на балансе у ЗАО "Мир" числятся компьютеры, первоначальная стоимость которых составляет 300 000 руб. Сумма начисленной по ним амортизации равна 60 000 руб. При расчете налога на имущество за 2004 г. бухгалтер фирмы учел их остаточную стоимость на 1 января 2005 г. в сумме 240 000 руб. (300 000 - 60 000).

В январе 2005 г. ЗАО "Мир" решило провести переоценку имущества. В результате этого первоначальная стоимость компьютеров уменьшилась на 100 000 руб., а начисленная по ним амортизация - на 20 000 руб.

После уценки восстановительная стоимость компьютеров составила 200 000 руб. (300 000 - 100 000). Сумма амортизации по компьютерам (с учетом переоценки) равна 40 000 руб. (60 000 - 20 000).

Таким образом, после уценки остаточная стоимость компьютеров на 1 января 2005 г. составит:

200 000 руб. - 40 000 руб. = 160 000 руб.

Именно эту сумму бухгалтер ЗАО "Мир" будет учитывать при расчете налога на имущество в 2005 г.

 

Недостатки схемы. Выделим три основных минуса. Во-первых, если вы провели переоценку основных средств, то в дальнейшем вам надо будет делать это регулярно независимо от того, увеличилась или уменьшилась их стоимость. И это, пожалуй, основной недостаток этой схемы.

Во-вторых, переоценке подлежат группы однородных объектов основных средств. Например, переоценив один легковой автомобиль или компьютер, фирма должна переоценить и все остальные.

И в-третьих, результаты переоценки не учитываются при расчете налога на прибыль. А потому бухгалтеру придется вести учет разниц в соответствии с правилами ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

 

Примечание. Комментирует Бойко Лариса Петровна, старший эксперт отдела нормативно-правовой информации СЦПИ ПРАВОВЕСТ:

 

- С точки зрения бухгалтерского и налогового законодательства уценка основных средств как способ снижения налога на имущество абсолютно законна. Немаловажным ее преимуществом является и то, что в налоговом учете сумма уценки не уменьшает размер амортизационных отчислений (п.1 ст.257 Налогового кодекса РФ).

К недостаткам этой схемы нужно отнести обязанность в дальнейшем регулярно проводить переоценку, а также необходимость оплачивать услуги оценщиков, привлекаемых для определения рыночной стоимости уценяемого имущества. Кроме того, удешевление стоимости основных средств снижает общую коммерческую привлекательность организации, что может оказать влияние на получение кредита или привлечение инвестиций.

 

Комментирует Бондаренко Алексей Анатольевич, и. о. главного бухгалтера ОАО "Комбинат хлебопродуктов "Старооскольский" (г. Старый Оскол, Белгородская обл.):

 

- В случае если первоначальная стоимость основных средств по каким-либо причинам превышает текущие рыночные цены, то у предприятия появляется возможность провести уценку таких основных средств. Как следствие, фирма на совершенно законных основаниях экономит на налоге на имущество. В то же время на практике организации часто не используют такую возможность, так как полагают, что текущие рыночные цены могут подтвердить только профессиональные оценщики, услуги которых не относятся к числу дешевых. Однако провести переоценку можно и на основании данных на аналогичную продукцию, полученных от организаций-изготовителей, сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, а также сведений об уровне цен, опубликованных в СМИ и специальной литературе.

 

С.А.Шилкин

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

02.03.2005

 

 

 

 

Hosted by uCoz