РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Прозрачность результатов деятельности каждой компании необходима всем субъектам финансовых отношений. Государство заинтересовано в налогах, кредиторы - в возврате кредитов, поставщики - в платежеспособности клиентов. Инвесторы-собственники (акционеры) вправе рассчитывать на приемлемый уровень доходности и соответственно рискованности своих вложений.

В связи с этим в сфере предпринимательства за рубежом все большее внимание уделяется вопросам, связанным с наблюдением и предупреждением на предприятиях опасных ситуаций собственного развития. В частности, в рамках анализа и интерпретации годовых итогов деятельности в пояснительной записке к балансу представляется необходимым освещать риски будущего развития предприятия. Речь идет об обязательном внедрении на предприятиях риск-менеджмента как особого подхода к управлению предприятием, состоящего в предвидении и уменьшении негативных последствий неопределенности ожидаемых результатов деятельности.

Менеджеры ответственны перед акционерами за конечные результаты деятельности предприятия, за его финансовое состояние, и источник конфликтов между менеджерами и собственниками зачастую связан не только с нечеткостью поставленных стратегических целей или негибкостью тактических решений, но и с несовершенством законодательства. Однако ни в теории финансового менеджмента, ни в законодательстве не выработано четких, однозначных понятий: "риск", "уровень риска", "риск-менеджмент", "система риск-менеджмента", "процессы риск-менеджмента".

В ходе внедрения риск-менеджмента на предприятии должны определяться задачи, ответственность и полномочия правления и отчетных
единиц. Отчетные единицы - это подразделения, участвующие в риск-опросах. Вся деятельность председателя правления (совета директоров)
предприятия должна быть организована в русле риск-менеджмента. Поддержку и координирование деятельности каждой из отчетных единиц
через призму задач, стоящих перед корпорацией в целом, осуществляет специальное формирование. Схема построения риск-менеджмента на предприятии представлена на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Построение риск-менеджмента на предприятии К задачам правления следует отнести:

выбор мероприятий для внедрения и развития риск-менеджмента;

2.  определение мероприятий для маневрирования риском;

3. оглашение предпринимаемых действий в области риск-менеджмента перед общим собранием.

Полномочия остальных элементов системы риск-менеджмента касаются определения направлений управления рисками и выбора методов.

После идентификации всех рисков на предприятии необходимо выработать стратегии управления в разрезе их видов и подвидов.

После выбора стратегии управления риском предстоящие процессы манипулирования риском оцениваются по действенности и либо заново пересматриваются, либо осуществляются с требуемыми изменениями. Если действенность выбранного инструментария недостаточна, то разрабаты­ваются соответствующие новые или дополнительные мероприятия. Эти мероприятия могут быть нацелены на основные организационные или методические изменения системы и процессов риск-менеджмента или/и непосредственно на манипулирование отдельными рисками.

Процессы риск-менеджмента со всеми этапами и инструментарием, так же как и все проводимые мероприятия по манипулированию риском, должны регулярно проверяться, развиваться и оптимизироваться.

© Белоус О. П., Сивицкий Н. В., Шальнев Р. Б., 2005

 

Hosted by uCoz