"Современный бухучет", 2005, N 3

 

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Система показателей комплексного экономического анализа

операционной деятельности организации

 

Комплексный экономический анализ операционной деятельности (КЭАОД) изучает операционную деятельность организации, которая представляет собой хозяйственные процессы, непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, продукции, работ и услуг. Следовательно, можно говорить о достаточно широком охвате круга проблем КЭАОД, что обусловливает относительно высокую сложность организационно-методических аспектов его проведения - системы его показателей, информационной базы, методических подходов и частных методик и, соответственно, требует участия достаточно большого числа специалистов - представителей различных функциональных служб организации. Одно из предназначений КЭАОД - обеспечить совместную и слаженную работу подсистем организации и их сотрудничество в целях выполнения поставленных задач.

В данной статье предложена система показателей комплексного экономического анализа операционной деятельности. Однако сложность анализа, наряду с необходимостью реализации принципа системности, требует прежде всего представить разработанную авторами блок-схему КЭАОД (см. рис.). Далее рассматриваются показатели каждого из представленных блоков анализа.

 

                    ┌─────────────────────────────────┐

                                  Блок 1            

┌──────────────────>│Анализ факторов и условий внешней

                           среды организации       

                   └───────────────┬─────────────────┘

                   ┌───────────────┘

                  \│/

│ ┌─────────────────┴───────┐        ┌─────────────────────────────────────┐

          Блок 2                                 Блок 3              

  Предварительный анализ │               Анализ внутренней среды      

экономического положения├───────>│    (учетной и налоговой политики,  

       организации                 организационно-технического уровня ├─┐

│ └─────────────────────────┘              управленческих технологий     

                                            и производства и т.д.)      

│ ┌─────────────────────────┐        └────────────────┬────────────────────┘ │

          Блок 6                                                       

   Анализ ассортимента                                                 

        продукции                                                      

│ └─────────────────────────┘                        \│/                    

│ ┌─────────────────────────┐        ┌────────────────┴─────────────────┐   

          Блок 7                               Блок 4                 

     Анализ структуры    │<───────┤Анализ эффективности использования│   

   и состава продукции             материальных ресурсов и затрат     

│ └─────────────────────────┘        └──────────────────────────────────┘   

│ ┌─────────────────────────┐        ┌──────────────────────────────────┐   

          Блок 8                               Блок 5                 

│Анализ качества продукции│        │Анализ эффективности использования│   

│ └─────────────────────────┘            трудовых ресурсов и затрат       

│ ┌─────────────────────────┐        └───────┬──────────────────────────┘   

          Блок 9                                                       

Анализ продаж продукции │                                              

│ └───────────┬─────────────┘                                              

             ├──────────────────────────────┼───────────────────┐          

                                          \│/                 \│/         

                  ┌────────────────────────┴─────┐ ┌───────────┴─────────┐ │

                              Блок 10                  Блок 11      

             └────>│Анализ себестоимости продукции│        Анализ       │<┘

                   └──────────────┬───────────────┘ │конкурентоспособности├─┐

                                                         продукции     

                                                   └─────────────────────┘ │

                                 \│/                                       

                   ┌──────────────┴───────────────┐                        

                               Блок 12                                    

                     Анализ доходов, расходов и                          

                       финансовых результатов                            

                   от операционной деятельности │                        

                   └──────────────┬───────────────┘                        

                                 \│/                                       

                   ┌──────────────┴───────────────┐                        

                               Блок 13                                   

                   │Анализ рентабельности активов,│                        

                   продаж и затрат операционной │                        

                            деятельности                                 

                   └──────────────┬───────────────┘                        

                                 \│/                                       

             ┌────────────────────┴─────────────────────┐                  

                               Блок 14                                   

└─────────────┤       Обобщающая комплексная оценка      │<──────────────────┘

                       операционной деятельности       

              └──────────────────────────────────────────┘

 

Рис. Блок-схема комплексного экономического анализа

операционной деятельности

 

КЭАОД опирается на методы и способы экономического анализа, таким образом, состав показателей в целом соответствует идеям, высказанным в работах отечественных ученых по экономическому анализу, таких как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, М.А. Вахрушина, Н.П. Любушин и др.

Однако при изучении этих работ создалось впечатление применения авторами несколько упрощенного подхода к выбору показателей для проведения КЭАОД, поэтому при разработке показателей некоторых блоков нами были использованы идеи ряда отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам маркетинга, стратегического управления, конкурентоспособности, строительства корпоративной культуры, таких как Т.Д. Маслова, А. Мескон, Д. Акер. Особо следует отметить, что у вышеназванных авторов заимствовались не конкретные виды показателей анализа, а используемые ими методологические подходы, взгляды и научные позиции по исследуемой проблеме.

Анализ факторов и условий внешней среды организации. Факторы внешней среды (демографические, социокультурные и социоэкономические, политические и законодательные, макроэкономические, международные, факторы конкурентной среды) могут в значительной степени детерминировать результаты операционной деятельности организации. К таким факторам, в частности, относятся: динамика емкости рынка продукции, аналогичной продукции организации; динамика цен на используемые организацией факторы производства (труд, земля и капитал); индексы валового внутреннего продукта, валютного курса, цен продукции отрасли и цен продукции поставщиков; коэффициент рыночной доли конкурентов (по конкурентам или группам конкурентов); показатели, характеризующие демографические переменные населения; показатели, характеризующие мнения, взгляды, намерения, схемы поведения и привычки покупателей (пользователей) продукции.

Наиболее важные, на наш взгляд, показатели внешней среды, релевантные с точки зрения КЭАОД, представлены в табл. 1. Состав прочих показателей, рассчитываемых в рамках разрабатываемой в организации частной методики КЭАОД, будет зависеть от специфики отрасли, в которой работает организация.

 

Таблица 1

 

Показатели, характеризующие внешнюю среду организации

(емкость рынка и конкурентную среду)

 

Наименование показателя

Формула расчета 

Интерпретация  

Коэффициент рыночной  
доли конкурентов      
(по конкурентам или   
группам конкурентов)  

Объем продаж       
продукта           
конкурентом /      
Общий объем продаж 
продукта на рынке  

Доля, занимаемая  
организацией-     
конкурентом на    
рынке             

Индекс емкости рынка  
продукции, аналогичной
продукции организации 

Индекс выручки от  
продаж организации 
и продуктов - прямых
конкурентов /      
Выбранный индекс цен
(потребительских,  
отрасли и т.д.)    

Динамика спроса на
продукцию         
организации       

Индекс физических     
объемов производства  
отрасли               

Стоимостный объем   
выпуска отрасли    
в текущем периоде  
в ценах базового   
периода /          
Стоимостный объем  
выпуска отрасли в  
базовом периоде в  
ценах базового     
периода            

Изменение реальных
объемов           
производства      
в данной отрасли  

 

Предварительный анализ экономического положения организации при проведении КЭАОД требует исчисления на основе данных бухгалтерского учета показателей, характеризующих состояние запасов - сырья, материалов и других аналогичных ценностей, готовой продукции и товаров для перепродажи. Отклонение от оптимального уровня запасов готовой продукции и товаров может свидетельствовать о неудовлетворенном спросе либо о затоваривании.

Оценка факторов внутренней среды организации и ее подразделений потребует расчета показателей, состав которых будет детерминирован спецификой деятельности, используемыми технологиями и процессами в организации в целом и в анализируемом подразделении. А.Д. Шеремет классифицирует показатели технико-организационного уровня (технического и организационного развития) следующим образом:

- показатели научно-технического уровня производства (показатели прогрессивности применяемых технологических процессов и техники, а также показатели степени механизации, автоматизации и роботизации производства, внедрения гибких автоматизированных производств и др.);

- показатели уровня организации производства и труда (показатели ритмичности и других принципов рациональной организации производства, показатели организации труда, показатели состояния промышленной эстетики и культуры производства и др.);

- показатели уровня управления хозяйственной деятельностью (показатели производственной деятельности и ее рациональности, показатели использования экономических, организационно-административных и социально-психологических методов управления и др.).

В частности, важными показателями оценки производства являются показатели участия сотрудников в управлении и совершенствовании производственных процессов (число поданных и внедренных рационализаторских предложений на одного сотрудника).

Анализ эффективности использования материальных ресурсов и затрат. К наиболее общим индикаторам можно отнести показатели, представленные в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Показатели, характеризующие эффективность использования

материальных затрат

 

Наименование показателя

Формула расчета 

Интерпретация  

Удельный вес          
материальных затрат   

Материальные       
затраты /          
Себестоимость      
готовой продукции  

Динамика показателя
характеризует     
изменение         
материалоемкости  
продукции         

Прибыль на 1 руб.     
материальных затрат   
(рентабельность затрат)

Прибыль от продаж /
Материальные       
затраты            

Экономическая     
эффективность     
использования     
материальных      
ресурсов          

Материалоотдача       

Стоимость готовой  
продукции /        
Материальные       
затраты            

Характеризует     
производство      
продукции с рубля 
затрат            

Материалоемкость      

1 / Материалоотдача

Объем материальных
затрат, необходимый
для производства  
1 руб. стоимости  
продукции         

Индекс соотношения    
темпов роста          
производства          
и материальных затрат 

Прирост готовой    
продукции (%) /    
Прирост материальных
затрат (%)         

Характеризует темп
роста производства
продукции за счет 
повышения         
эффективности     
использования     
материальных      
затрат            

Коэффициент роста     
материальных затрат   

Фактическая величина
материальных       
затрат / Плановая  
величина           
материальных затрат
(с учетом реальных 
объемов выпуска    
продукции)         

Темп роста        
использования     
материальных      
ресурсов          

 

Среди других показателей этой группы - показатели, характеризующие эффективность деятельности по закупке материалов, а именно: стоимость закупок, качество закупаемых сырья, материалов, комплектующих; ритмичность поставок в организацию; показатели, характеризующие интенсивность и эффективность усилий по совершенствованию базы поставщиков. Эти показатели позволяют выделить операционные результаты, полученные не из-за совершенствования производственных процессов, а благодаря развитию системы интенсификации снабжения и сбыта. Они могут оказывать существенное влияние на результаты операционной деятельности организации и должны учитываться при принятии управленческих решений.

При анализе эффективности использования трудовых ресурсов и затрат представляется целесообразным проведение расчета следующих групп индикаторов:

1) показатели движения рабочей силы. Высокий уровень текучести кадров может отрицательно сказываться на эффективности использования трудовых затрат. С другой стороны, в организацию, по объективным причинам, периодически должны прибывать новые сотрудники;

2) показатели, характеризующие стоимость персонала. К числу наиболее широко используемых для целей анализа, контроля и планирования показателей относят следующие:

- общие издержки организации по содержанию рабочей силы;

- доля издержек на содержание рабочей силы в объеме реализации;

- оплата труда на одного работника;

- оплата за один час работы;

3) показатели эффективности труда. Конкретный состав показателей обусловлен спецификой деятельности организации. К наиболее общим относятся производительность труда, рентабельность персонала и др.

Особое внимание следует уделить расчету показателя "общие издержки организации на рабочую силу", который должен включать следующие элементы:

- базовая и переменная заработная плата;

- все виды премиальных выплат;

- все виды выплат по участию в прибылях и сокращению издержек;

- все социальные льготы и платежи в социальные фонды (налоги на заработную плату).

Анализ продаж продукции, ее структуры, состава и ассортимента взаимосвязаны. Организация, скорее всего, будет проводить анализ продаж продукции не только в целом, но и по ассортиментным группам. Индикаторы, которые рекомендуется рассчитывать на данных этапах, можно подразделить на следующие группы:

- индикаторы, характеризующие производство и спрос на продукцию организации (готовая продукция, выручка от продаж, индекс реального спроса на продукцию и т.д.) в целом и, в случае выпуска достаточно разнородной продукции, по ассортиментным группам;

- индикаторы, характеризующие структуру продукции, состояние и изменение (обновление) ее ассортимента;

- индикаторы, характеризующие интенсивность и экстенсивность сбытовой деятельности организации. Состав показателей зависит от используемых каналов распространения (может оцениваться эффективность деятельности торговых представителей, дилеров/дистрибьюторов, отдела маркетинга, интернет-сайта, телефонного центра и др.). Они позволяют разграничить результаты, полученные благодаря подсистеме сбыта, и результаты, полученные благодаря производственной подсистеме организации.

Анализ качества продукции в основном связан с использованием специфичных для производимой продукции показателей качества. Выделяют прямые и косвенные показатели качества продукции. В свою очередь, прямые показатели подразделяются на обобщающие и индивидуальные.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения (например, удельный вес продукции высшей категории качества). Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств (полезность, надежность и т.д.). Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака. В частности, для промышленной продукции индивидуальными показателями качества могут быть такие характеристики, как отклонения от нормативных размеров, шероховатость поверхностей, твердость материала и др. Наиболее общие индикаторы качества продукции в основном связаны с получением обратной связи - со стороны покупателей, контролирующих органов или подсистем организации (табл. 3). При этом, возможно, потребуются специальные исследования для выявления состава показателей, по которым клиенты оценивают качество продукции и обслуживания, предоставляемых организацией.

 

Таблица 3

 

Основные показатели качества продукции

 

Наименование показателя

Формула расчета 

Интерпретация  

Число поданных        
рекламаций            

-        

Количество        
претензий со      
стороны           
покупателей       

Доля сертифицированной
продукции             

Стоимость продукции,
прошедшей          
сертификацию /     
Готовая продукция  

Доля продукции,   
прошедшей         
сертификацию      

Стоимость             
зарекламированной     
продукции в действующих
ценах                 

-        

Стоимость         
продукции,        
произведенной     
в исследуемом     
периоде,          
на которую были   
получены          
рекламации         

Удельный вес          
зарекламированной     
продукции             

Стоимость          
зарекламированной  
продукции в ценах  
исследуемого       
периода / Готовая  
продукция          
исследуемого периода
в ценах исследуемого
периода            

Удельный вес      
продукции,        
произведенной     
в исследуемом     
периоде, на       
которую были      
получены          
рекламации        

Число повторных покупок

По данным          
оперативного учета 
или исследований   

Число решений     
о покупке, принятых
после детального  
ознакомления      
с продукцией      
организации       

Оценка покупателями   
качества продукции    

По данным          
исследований       

Оценка восприятия 
покупателями      
качества продукции

 

В ходе анализа себестоимости продукции предлагается рассматривать следующие показатели: полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат, затраты на 1 руб. товарной продукции, себестоимость отдельных изделий, отдельные статьи затрат и др. Наиболее сложными задачами при анализе себестоимости продукции являются разделение издержек на постоянные и переменные и отнесение постоянных и общих (косвенных) затрат на те или иные виды продукции для целей расчета полной себестоимости изделия. Основные индикаторы анализа себестоимости продукции представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

 

Основные индикаторы анализа себестоимости продукции

 

Наименование показателя

Формула расчета 

Интерпретация  

Полная себестоимость  
товарной продукции    

Сумма постоянных и 
переменных затрат  

Себестоимость     
продукции         
в абсолютном      
выражении         

Уровень затрат на     
1 руб. реализованной  
продукции             
(издержкоемкость)     

Себестоимость      
проданных товаров, 
продукции, работ,  
услуг / Выручка    
(нетто) от продаж  

Обобщающий        
показатель,       
характеризующий   
соотношение       
себестоимости и   
отпускной цены    

Общая сумма постоянных
затрат                

Алгебраический,    
графический,       
статистический,    
селективный методы 

Постоянные затраты
в абсолютном      
выражении         

Переменные затраты на 
единицу продукции     

Алгебраический,    
графический,       
статистический,    
селективный методы 

Переменные затраты
на единицу        
продукции         
в абсолютном      
выражении         

Коэффициент переменных
затрат                

Переменные         
затраты /          
Себестоимость      
готовой продукции  

Способность       
организации       
контролировать    
издержки в        
краткосрочном     
периоде; потенциал
экономии на       
масштабах         
производства      

 

Основными показателями конкурентоспособности продукции можно назвать индикаторы, характеризующие спрос на нее по сравнению со спросом на продукцию конкурентов. К таким показателям, в частности, относится коэффициент рыночной доли, который рассчитывается как отношение объема продаж продукции фирмы (ее товаров и услуг) к общему объему продаж на рынке. При этом определение "рынка", видимо, в подавляющем большинстве случаев будет достаточно субъективным. Кроме того, при анализе конкурентоспособности могут использоваться показатели продаж и качества продукции.

Анализ доходов, расходов и финансовых результатов от операционной деятельности предполагает структурный анализ доходов и расходов по источникам их возникновения, оценку стабильности получения доходов и расходов. При этом целесообразно использовать показатели, рассчитанные при проведении анализа себестоимости продукции. Основные показатели, которые рекомендуется рассчитывать на данном этапе анализа, представлены в табл. 5.

 

Таблица 5

 

Основные индикаторы, характеризующие доходы,

расходы и финансовые результаты

от операционной деятельности

 

Наименование показателя

Формула расчета 

Интерпретация  

Выручка от продаж     

-        

Стоимостное       
выражение продаж  
организации       

Прибыль от продаж     

Выручка от продаж -
Себестоимость      
проданных товаров, 
продукции, работ,  
услуг              

Абсолютная оценка 
эффективности     
производственной  
деятельности      

Валовая маржа         

Выручка от продаж -
Переменные издержки

Характеризует объем
средств, который  
идет на покрытие  
постоянных затрат и
формирование      
финансовых        
результатов       

 

Обобщающей характеристикой эффективности операционной деятельности являются показатели рентабельности. В качестве обобщающей характеристики доходности операционной деятельности может быть использован показатель рентабельности активов (отдача с каждого рубля, вложенного в активы коммерческой организации). В аналитических целях определяется рентабельность всей совокупности активов, внеоборотных активов и оборотных активов. Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получает коммерческая организация с каждого рубля продаж. Рентабельность основной (операционной) деятельности (рентабельность затрат) показывает, какую прибыль коммерческая организация получает с каждого рубля затрат.

Основополагающей целью функционирования коммерческой организации является получение прибыли. Однако для реализации этой цели в долгосрочном периоде организация должна работать эффективно и сохранять конкурентоспособность на рынке. Поэтому при обобщающей оценке эффективности операционной деятельности, на наш взгляд, наиболее существенными показателями являются:

- показатели рентабельности и финансовых результатов;

- основные показатели эффективности производственных процессов;

- показатели конкурентоспособности продукции и ее реализации.

Для более полной быстрой оценки эффективности операционной деятельности целесообразно ввести интегральный показатель оценки эффективности операционной деятельности (далее - ИПЭОД). Для этого необходимо:

1) систематизировать показатели, характеризующие различные аспекты эффективности операционной деятельности. Показатели должны интерпретироваться однозначно, например показатели рентабельности или доли рынка;

2) избрать соответствующий метод комплексной оценки отобранных показателей.

Предлагаем оценивать эффективность операционной деятельности по следующим показателям.

1. Оплаченная продукция. Операционная деятельность не может быть признана эффективной, если организация не в состоянии реализовать свою товарную продукцию или собрать причитающиеся за нее платежи.

2. Уровень затрат на 1 руб. товарной продукции (издержкоемкость). Обобщающий показатель, характеризующий эффективность производственных процессов в организации.

3. Коэффициент рыночной доли. Динамика показателя отражает общую оценку рынком деятельности и конкурентоспособности организации. При этом важным аспектом является определение рынка, которое может быть принято более узким или более широким (рынок полиэтилена или рынок упаковочных материалов).

4. Валовая маржа. Финансовый результат операционной деятельности в абсолютном выражении, который рассчитывается как выручка от продаж за вычетом переменных издержек.

5. Рентабельность основной (операционной) деятельности. Финансовый результат операционной деятельности в относительном выражении.

Состав показателей может меняться в зависимости от специфики деятельности организации.

Критерием успешного развития организации является постоянный рост финансово-экономических показателей. Поэтому при расчете ИПЭОД рекомендуется проводить оценку показателей в динамике, что можно реализовать посредством нормирования. Для целей нормирования предложенных выше индикаторов адаптируем метод нормирования, широко распространенный при анализе рядов котировок акций, который носит название "стохастический осциллятор". Э. Найман приводит формулу для его вычисления:

 

    К = 100 ((G - L) / (H - L)),                                    (1)

 

где К - нормированное значение показателя; G - текущее значение нормируемого показателя; L - минимальное значение нормируемого показателя за анализируемый период (например, за пять лет); Н - максимальное значение нормируемого показателя за анализируемый период.

Значение индикатора К, рассчитываемое для каждого показателя эффективности деятельности, будет принимать значения в диапазоне от 0 до 100 в зависимости от того, ближе к верхней или нижней границе диапазона находится текущее значение показателя. В случае если более высокие значения показателя имеют отрицательное значение (как, например, в случае с издержкоемкостью), К для него необходимо инвертировать (вычесть из 100).

Далее, рассчитав К для каждого показателя эффективности деятельности, рекомендуется рассчитать ИПЭОД по следующей формуле:

 

            i /----

    ИПЭОД = \/ П К ,                                                (2)

               i  i

 

где i - число нормированных показателей эффективности; Кi - нормированное значение i-го показателя эффективности операционной деятельности.

ИПЭОД будет варьировать в пределах от 0 до 100. Выбранный метод усреднения гарантирует, что если хотя бы один из используемых в расчетах показателей эффективности операционной деятельности приблизится к минимуму за рассматриваемый период, ИПЭОД примет значение, близкое к нулю. Это отражает критическую важность для организации всех отобранных для расчета показателей эффективности операционной деятельности.

В случае невозможности использования подобного подхода, например, вследствие отсутствия необходимой исторической информации или несоответствия данного подхода целям анализа, можно рекомендовать следующий подход, отказавшись от использования нормирования:

- отбор наиболее важных показателей, характеризующих эффективность операционной деятельности;

- расчет интегрального показателя как среднего геометрического темпов роста показателей, отобранных на предыдущем этапе, по следующей формуле:

 

            n /----

    ИПЭОД = \/ Пt ,                                                 (3)

                 i

 

где ti - темп роста i-го показателя эффективности операционной деятельности.

В данном разделе статьи авторами предложен примерный состав наиболее существенных показателей комплексного экономического анализа операционной деятельности. Особо следует отметить, что для расчета (получения) отдельных групп предложенных показателей имеющихся в организации в готовом виде данных (в форме бухгалтерской, статистической, сегментарной и управленческой отчетности) может оказаться недостаточно. Это, в частности, справедливо для показателей, характеризующих состояние факторов внешней среды (например, объясняющих изменение объемов реализации и, следовательно, показателей рентабельности) и конкурентоспособности продукции. Поэтому особое внимание необходимо уделить организационно-методическим вопросам формирования информационной базы комплексного экономического анализа операционной деятельности.

 

(Окончание см. "Современный бухучет", 2005, N 4)

 

Л.Т.Гиляровская

Д. э. н.,

профессор

 

А.А.Спицын

Подписано в печать

25.02.2005

 

 

 

 

Hosted by uCoz