СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ
ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОДАЖ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
В рыночных условиях хозяйствования необходимой предпосылкой выживания коммерческой организации является завоевание и сохранение ею предпочтительной доли рынка, на что и направлена оптимизация планирования продаж.
Существуют следующие предпосылки эффективности контроля при планировании продаж:
во-первых, планированием
продаж в организации должен заниматься
не только планово-экономический отдел. Планирование продаж следует возложить на специализированное
подразделение отдела сбыта или
маркетинга (на экономическое бюро отдела сбыта). В функции экономического отдела должны входить согласование и взаимная увязка планов функциональных и прошводственных служб
организации, а также разработка
планов производства по номенклатуре
по организации в целом. Разработкой проектов
планов продаж по видам продукции (ассортиментным
группам) с учетом программ реализации
принципиально новых и модифицированных изделий,
их согласованием со службами организации
должно заниматься экономическое бюро
отдела сбыта (или маркетинга).
При организации и контроле данной
деятельности со стороны руководителей отдела, на которых
должна возлагаться вся
ответственность за результаты выполнения планов;
во-вторых, основным критерием оптимальности планирования продаж в рыночных условиях является учет и соотнесение (совмещение) параметров контроля в планировании продаж, а именно:
выбранная модель развития организации (в том числе стратегия рыночной конкуренции);
максимально возможный объем продаж, определенный на основе исследования рыночной конъюнктуры и оценки ресурсов и потенциалов организации;
оптимальный с точки
зрения максимизации прибыли в соответствии с возможностями организации объем выпуска продукции,
обеспечивающий равенство предельного
дохода и предельных издержек;
оптимальные продуктовые
программы (программы должны
подвергаться контролю на
оптимальность):
- увязка планов продаж с планами производства, в том
числе с оперативно-календарными
графиками выпуска готовой продукции, для обеспечения выполнения планов
продаж и отгрузок в установленные роки и номенклатуре, а также для формирования и
увязки показателей финансовых
планов организации. При планировании продаж также должен быть осуществлен контроль на предмет взаимовлияний
видов продукции на объемы их сбыта.
Необходимо отметить и целесообразность сочетания
жесткой (базовые ориентиры в долгосрочном планировании) и гибкой (корректировка кратко- и среднесрочных планов
сбыта по мере изменения целей и
условий функционирования организации) систем планирования, а также сочетания общих и вспомогательных планов
сбыта. Кроме того, должна быть
разработана система оперативного контроля исполнения планов сбыта:
- в-третьих, важен сам порядок разработки и контроля планов продаж. Отправной точкой для разработки планов сбыта в современных условиях хозяйствования должно служить комплексное исследование и рогнозирование конъюнктуры рынка, проводимое отделом маркетинга.
© Бодров И. А,2005