ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

 

Успех реформирования ГФК, действенность системы его органов напрямую зависят от успешного решения организационно-структурных вопросов.

Действующие в настоящее время в России функционально независимые органы ГФК инкорпорированы в государственную правовую систему как необходимый элемент механизма регулирования баланса полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.

Ни у кого не вызовет сомнений то, что система как таковая может функционировать слаженно, без каких бы то ни было коллизий, столкновений интересов только в случае четкого разграничения сфер деятельности и конкретных задач органов ГФК. При этом количество органов должно быть адекватно целям и структуре системы.

Эффективность контроля в немалой степени зависит от выбора наиболее рационального соотношения между элементами централизации и децентрализации при осуществлении контрольных функций. В целом же оргструктура ГФК должна быть наиболее оптимальной именно в современных условиях и при этом достаточно гибкой в целях ее возможной модификации.

Исходя из установленного Конституцией России разделения государственной власти на самостоятельные ветви не предполагается образование какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти. В то же время все чаще раздаются мнения, что как раз образование вертикали контроля - первый шаг на пути решения его проблем.

Вообще, осуществлять ГФК по всему спектру его вопросов какому-то одному органу в силу многочисленности органов ГФК весьма проблематично.

Кроме того, так как в России допускается система относительно самостоятельных органов контроля, образуемых по различным ветвям власти, организация высшего контрольного органа по линии какой-либо одной ветви власти вызывает еще и сомнения конституционно-правового характера.

В то же время наблюдается некая скрытая конкуренция между отдельными контрольными структурами. К сожалению, специалисты также вовлечены в эту по меньшей мере бесплодную, а по большому счету тормозящую борьбу различных ветвей власти. При этом каждый из представителей контрольных органов склонен считать приоритетным именно свой орган. В периодике также высказываются различные мнения относительно того, какой именно орган должен быть "главным", порой доходит до того, что подвергаются взаимной критике законодательные инициативы ветвей власти.

Отметим, что выше указанные негативные моменты во взаимоотношении государственных органов и необходимость организации "системы сдержек и противовесов" признавал еще виднейший государственный деятель прошлого Петр I. Так, Петр I учредил ряд государственных органов, которые, как он полагал, должны были содействовать ему в делах реформирования. При этом в основу построения системы госконтроля был положен принцип взаимного контроля органов , а не принцип жесткой вертикали. Как справедливо считал Петр I, достаточно разнообразные функции, сосредоточенные в одних пуках (а это тем больше имеет место, чем выше орган в централизованной системе), приводят к- крупным злоупотреблениям, поэтому необходимо дробить компетенцию, создавать ряд органов, дабы они взаимно себя контролировали и сдерживали.

Вообще, "система сдержек и противовесов" - механизм, предотвращающий негативные аспекты концентрации всей власти в каком-либо одном органе или в правомочиях одного субъекта. Это тем более оправдано, учитывая экономические, правовые и политические реалии нашего общества, форму государственного устройства Россию Тем не менее, должен быть приоритете какого-либо органа, но приоритет, выражающийся не в диктовке своих воззрений всем остальным, а главным образом в направлении и координации развития всей системы.

По нашему мнению таким "высшим" необходимо считать наиболее независимый от какой бы то ни было власти орган контроля, проверяющий деятельность всех остальных. Таким органом в настоящее время является Счетная палата Российской Федерации. Вместе с тем приоритет Счетной палаты РФ отнюдь не означает, что она должна стоять на вершине иерархической структуры системы государственного контроля ,т. е. что ей должны быть административно подчинены все иные органы.

© БурдоЕ.е.,2005

 

Hosted by uCoz